Музыка положительно влияет на развитие детей, причем это воздействие начинается еще до рождения. Об этом свидетельствует обширное исследование коллектива французских ученых под руководством Эмманюэля Бигана, директора Лаборатории по изучению проблем развития, действующей при Университете Бургундии. Результаты труда ученых, как сообщила в среду газета Le Monde, опубликованы издательством Belin в виде книги под названием "Благоприятное воздействие музыки на мозг".
Французские ученые доказали, что еще в чреве матери ребенок способен запоминать ту музыку, которую он слышит "извне", причем эти мелодии он способен распознавать даже год спустя после рождения. Продолжающаяся и в настоящее время серия экспериментов продемонстрировала, что трехмесячные дети, еще не способные говорить, могут, после небольшого обучения у специалистов, напевать мелодии.
Стимуляторы активности
В этой связи профессор Биган высказывает уверенность в том, что музыка играет роль нейростимулятора. Причем она не только привлекает внимание маленького ребенка, но и помогает устанавливать с ним контакт. "Музыка создает у него макростимуляторы мозговой активности, которые содействуют лучшему освоению речи, чтения, а позже — и обучению в рамках подготовки к школе. Она оказывает так называемое социально-когнитивное воздействие", — сказал ученый.
Как отмечает газета, ряд новейших исследований указывают на то, что воздействие музыки на человека приводит к изменению у него биохимических процессов мозга и обеспечивает большую пластичность (гибкость) сознания. Так, было установлено, что у скрипачей, например, отлично развита моторная кора правого полушария мозга, с большим числом синапсов, что вызвано интенсивной работой у них левой руки при игре на инструменте. У пианистов же подобное развитие моторной коры отмечено на обоих полушариях, поскольку они активно используют обе руки.
По словам Даниэла Шона, директора исследовательского отдела Института нейронаук при Национальном научно-исследовательском институте здравоохранения и медицины: "Судя по всему, музыка улучшает соединения между группами нейронов, то есть оптимизирует ритмы работы мозга и тем самым лучше подготавливает его к получению потоков информации, улучшает его коммуникационные возможности". Так, игра на музыкальном инструменте "позволяет улучшить взаимодействие между рядом зон мозга, в частности между моторной и слуховой зонами", — утверждает играющий на виолончели Даниэль Шон.
Проведенные этим ученым исследования уже указали на то, что ребенку, имеющему проблемы с произношением слов, гораздо легче справляться с этой задачей, если перед этим ему дают прослушать ритмичную музыкальную фразу. Также при этом у ребенка улучшается и освоение грамматики языка.
Формировать мозг
Газета Le Monde приводит в этой связи высказывание Изабель Перетз, возглавляющей Лабораторию по исследованию нейровосприятия музыки, действующую при Монреальском университете. По мнению Перетз, одной из первых в мире начавшей научные исследования в этой сфере, "обучение музыке формирует мозг с помощью целого ряда психологических механизмов, благодаря чему возрастает плотность нейронов и улучшаются соединения между ними через аксоны". Другие исследования, проведенные в Канаде в 2010 году Гленном Шеленбергом, уже доказали, что у маленьких детей занятия музыкой ускоряют темпы повышения коэффициента интеллекта. Как считает ученый, "музыка помогает мыслительному процессу у детей, приучая их в течение длительного времени быть сосредоточенными, вести умственную деятельность, напрягать память".
ТАСС